ОВЗ

Уважаемые родители,  педагоги,  гости нашего сайта!

Мы продолжаем с Вами  разговор о детях с ограниченными возможностями здоровья; что делается Учреждением для обучения, социализации таких школьников.

Согласно приказу управленияобразования администрации Лазовского муниципального района №89-а от 16 августа 2016г. «О подготовке к введению и реализации ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) в Лазовском муниципальном районе, администрация Лазовской средней школы провела самооценку готовности школы к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС О/уо. Составила план-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ И УО.

 Главной задачей считаем: создание специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, а также  образовательная деятельность обучающихся должна быть направлена не только на развитие академических, но и жизненных компетенций.

Просим Вас ознакомиться с федеральным государственным образовательным  стандартом  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)  и с федеральным государственным образовательным  стандартом  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

С сентября 2016 года мы в условиях эксперимента начинаем вводить федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ.

Некоторые моменты попытаюсь раскрыть:

— В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут быть разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) или специальные требования к организации образовательного процесса.  Достаточно разные образовательные возможности и специфические потребности обучающихся с ОВЗ,  которые  варьируются  в  зависимости  от ведущих нарушений развития и существует множество нюансов интеграции учащихся с ОВЗ в систему общего образования,  связанных с необходимостью выравнивания стартовых возможностей получения образования. Поэтому для всех категорий  обучающихся с ОВЗ («глухих, слабослышащих, слабовидящих, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями  опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра, т.д.) требуется отдельный ФГОС начального общего образования.

Приказ  Минобрнауки  России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» обязателен для реализации как в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ранее специальные (коррекционные) учреждения), так и в общеобразовательных организациях  для разработки адаптированных образовательных программ конкретного  обучающегося с ОВЗ.

Другой ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  утверждённый приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599,  охватывает весь период получения образования,  так как для этой категории обучающихся  (с лёгкой степенью умственной отсталости, умеренной, тяжёлой, глубокой; сложными и множественными нарушениями  развития)  не определены уровни образования, а учитываются их специфические образовательные потребности.

Новшеством является вариативность программ и возможность перехода  от одной образовательной программы к другой (в зависимости от результатов ПМПК и экспертной оценки образовательных результатов педагогическим коллективом).

ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ предусматривает 4 варианта к каждой категории обучающихся.

Оба стандарта предполагают пролонгированные сроки обучения:  увеличение сроков обучения происходит за счёт удлинения сроков обучения в 1-ом классе (исходя из возможностей детей, которые не получили коррекционно-развивающей помощи на уровне дошкольного образования).

Важно отметить, что обязательно вводится внеурочная деятельность, 5 часов  из которых отводится на  коррекционно — развивающие занятия для более чёткого освоения детьми жизненных компетенций и преодоления трудностей развития.

Сегодня все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. При этом совсем не обязательно, что они будут обучаться в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Оба названных стандарта применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.  В настоящее время в учреждениях осуществляется  анализ готовности к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, методическая подготовка.

Деятельность МБОУ СОШ №1 в условиях экспериментального перехода на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:

По данному направлению в нашем общеобразовательном учреждении, МБОУ СОШ №1, осуществлён анализ готовности учреждения к экспериментальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с сентября 2016 года:

1.

1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лазовская средняя общеобразовательная школа №1 МБОУ СОШ №1  
2. Количество классов на 01 сентября 2016 19класс-комплектов  
2.1. Число обучающихся, — 378 человек  
2.2. в том числе детей — инвалидов, – 7 человек (1,85%)  
2.3. детей с ОВЗ 17 человек (4,5%)  
3. Общее число педагогических работников в ОУ — 38 человек  
3.1. из них

учителей, участвующих в экспериментальной деятельности по переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

8 учителей начальных классов, педагога-психолога нет; 3 заместителя директора по учебно-воспитательной работе (члены рабочей группы)  
3.2. Число руководящих работников 4 человека  
Карта самооценки
  Критерии/показатели Состояние (описать) Количество баллов (выполнение показателя – 1 балл, не выполнение показателя – 0 баллов)
1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС образования детей с ОВЗ   6
1.1. Наличие в Уставе пункта по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Разработан проект Устава в новой редакции 0
1.2. Наличие лицензии на обучение по программам 7–8 видов есть 1
1.3. Разработка локальных актов, обеспечивающих введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в процессе разработки

Изданы, созданы, утверждены:

— Приказ «Об организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

   — Приказ «Об индивидуальном обучении»

    — План мероприятий на 2016/2017 учебный год по экспериментальному введению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и подготовке к введению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с сентября 2016 года  (приказ «Об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС обучающихся с ОВЗ» №127-а от 01.09.2016г.

     — заседание ПМПк по определению направлений внеурочной деятельности обучающемуся с ОВЗ на дому по модели «частичная инклюзия»

1

 

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

1.4. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО должностных инструкций работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС НОО  обучающихся с ОВЗ Вносятся изменения, корректировки 0
1.5. Создание рабочей группы по введению ФГОС образования детей с ОВЗ Создана  рабочая группа по обеспечению введения  ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; приказ 3127-а от 01.09.2016г.

— Положение о рабочей группе

1

 

 

1

2. Стандарты организации всех необходимых сфер, пространств или сред, необходимых для образования детей с различными формами ОВЗ в МОБУ ЦО   1
2.1 Кадровое обеспечение    
2.2. Анализ кадровых ресурсов ОУ на соответствие требованиям ФГОС образования детей с ОВЗ Большое количество педагогов не подготовлено  к работе с детьми с ОВЗ 0
2.3. Наличие плана повышения квалификации педагогических работников есть 1
2.4. Наличие плана методической работы, обеспечивающего сопровождение введения ФГОС образования детей с ОВЗ Работа проблемной группы, постоянно-действующий семинар, заседания ПМПк 0
2.5.      
3. Финансово-экономическое обеспечение   1
3.1. Наличие в локальных актах, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих выплат работникам ОУ,  обеспечивающим введение ФГОС образования детей с ОВЗ Выплаты осуществляются за работу с детьми с ОВЗ 1
4. Материально-техническое обеспечение (в зависимости от варианта стандарта)   0
4.1. Проведение инвентаризации материально-технической, учебно-методической, информационной базы на её соответствие ФГОС образования детей с ОВЗ и составление заявок (плана закупок) по данному направлению   0
4.2. Организация закупок специализированного оборудования для реализации мероприятий по введению ФГОС образования детей с ОВЗ   0
4.3. Обеспечение доступной среды для детей с ОВЗ   0
4.4. Обеспечение учебно-методической литературой по ФГОС образования детей с ОВЗ   0
       
5. Информационное обеспечение введения ФГОС образования детей с ОВЗ   0
5.1. Проведение родительских собраний, заседаний Управляющего совета по введению ФГОС образования детей с ОВЗ   0
5.2. Информационное сопровождение по вопросам введения ФГОС образования детей с ОВЗ на сайте МБОУ СОШ №1   0
    Итого: 8 баллов

50%

Уровни готовности:

— 80 −100% — ОУ готово к введению ФГОС образования детей с ОВЗ;

— 50 – 79% — ОУ готово к введению ФГОС образования детей с ОВЗ частично;

— менее 50% — ОУ не готово к введению ФГОС образования детей с ОВЗ.

Вывод:  МБОУ СОШ №1 готово к введению ФГОС образования детей с ОВЗ частично.

  1. В первые  классы поступило ? ребёнка с ОВЗ: ребёнок-инвалид–о, с интеллектуальными нарушениями- о.
  2. Информирование педагогической, родительской общественности осуществляется через проведение методического  и педагогического Советов, деятельности проблемной группы, методического объединения учителей начальных классов; заседаний Управляющего совета, родительских собраний, СМИ (районная газета «Синегорье»), сайт МБОУ СОШ №1.

Работа продолжается.

План график

Адаптированная рабочая программа нач. школа 2017г.

О рабочей группе

Положение о рабочей группе ОВЗ

Работа школы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья